• Красная цена: как и когда оценивать стоимость своего бизнеса

    Красная цена: как и когда оценивать стоимость своего бизнеса

    Есть три базовых метода оценки бизнеса: по стоимости активов, сравнительный метод и как источник денег.

    Метод оценки по чистым активам целесообразно использовать, когда компания прекращает деятельность и в принципе не планирует получать прибыль в будущем. В противном случае владельцы бизнеса не будут согласны, что компания стоит столько, сколько дают за б/у станки и помещение.

    Сравнительный метод тоже редко применим. Сделки для сравнения у нас не публикуют в газетах. А суммы в тех, что публикуют, вызывают здоровый смех. Можно использовать инсайдерские данные, но в таком случае нельзя быть точно уверенным во всех деталях, и потому сложно добиться от всех заинтересованных в оценке лиц одинакового доверия к такой информации.

    Остается один выход – использовать Волшебный Мультипликатор и оценить компанию как источник денег.

    Восприятие бизнеса как источника денег подходит для любого сценария, в котором требуется оценка работающей компании – будь-то выделение части компании при выходе одного из партнеров или, наоборот, привлечение нового партнера-инвестора.

    Простая формула для оценки компании по такому методу звучит так: «Возьмите EBITDA вашей компании и умножьте его на Х».

    Проясним, что такое EBITDA и что такое Х:

    EBITDA – прибыль до налогов, банковских процентов и амортизации. Чтобы ее получить, нужно вычесть три вышеупомянутых суммы из прибыли. Считается, что таким образом убираются все детали, не относящиеся напрямую к успешности или нет операций компании. Все схемные платежи. У использования EBITDA есть свои противники, особенно если компания несет большие расходы на содержание недвижимости и активов, но сейчас EBITDA более-менее принята большинством оценщиков как релевантный показатель.

    Х – это и есть мультипликатор. Коэффициент, который показывает, какое соотношение прибыли и цены компании в экономике страны считается правильным.

    Второй вопрос, что такое Х и в каких границах он может у нас находиться. Кто-то говорит, что это 5, кто-то – 7, некоторые вспоминают Европу и 13, а кое-кто и вовсе говорит, что у него американская компания и нужно умножать на 25.

    Как это определяется? Есть какая-то норма, справочник? Для рынков, где много публичных сделок – есть. К сожалению, это не про Украину. К счастью, в любом случае это определяется свободным рынком. Например, рынком депозитов. Ведь основной конкурент вложению денег в бизнес – вовсе не другой бизнес. Это обычный депозит в банке.

    Рассмотрим бизнес с точки зрения инвестора, как инструмент для выгодного вложения денег. Если банк дает 20% годовых, а наш бизнес – 5%, инвестировать в него невыгодно – нужно что-то менять. Кроме того, процент годовых – не единственное, что нужно брать во внимание.

    Важно понимать, что банков много, и они конкурируют за наши деньги. Если один банк дает 10%, а другой – 8%, то при прочих равных второй останется без вкладчиков. Кроме процента, который мы получаем за использование наших денег, есть еще риск.

    Например, банк из верхней десятки дает 10% годовых, а мелкий банк «Ромашка» с одним отделением тоже дает 10%. На вопрос, куда вы отнесете свои деньги, ответ будет очевиден. А если второй банк предложит не 10% в год, а 50%? Или 100%?

    Тот же сценарий работает и с бизнесом. Общее правило состоит в том, что чем выше риск, тем больший с него должен быть доход, чтобы оправдывать этот риск.

    Вспоминая прошлый пример, если банк дает 20% годовых, то бизнесу недостаточно будет 20%, ведь банковский вклад обычно менее рисковый.

    Кроме того, сравнивая риски вложений, не стоит останавливаться только на депозитах. Наименее рискованными во всем мире считаются не банковские депозиты, а государственные облигации. Мы пережили несколько крахов государств и относимся к ним без пиетета, но все остальные варианты еще хуже.

    Текущий процент, который берут зарубежные инвесторы за ссуду нашему правительству (9% в валюте) – это тот минимум, который вообще возможен для любых инвестиций, при минимуме рисков. Дальше повышаются риски, а значит – должен повышаться и процент.

    Максимума же, как и границы рисков, нет. Спекуляции, где деньги требуются буквально на пару дней, дают фантастическую доходность, если пересчитывать в процентах годовых, но также они, порой, фантастически рискованны.

    Итак, как определить рыночный мультипликатор? Для этого нужно понимать некую норму, наиболее распространенный уровень доходности на рынке.

    Наиболее распространенный рыночный уровень вложений – доходность среднего годового депозита в банке. Сейчас это примерно 13,5%. Вложение в бизнес обычно более рисково, чем депозит в крупном банке, поэтому у такого вложения доход должен быть выше. Нужно добавить примерно 5% – это стандартная в мире дополнительная плата за риск.

    Поэтому бизнес должен приносить как минимум 18,5%. Это средний, не рисковый, хорошо документированный доход.

    Понимая средний процент доходности на рынке и зная доходность конкретного бизнеса, мы можем определить стоимость такого бизнеса. Например, если бизнес приносит 18,5 млн в год, понимая, что средняя доходность бизнеса 18,5% – значит стоимость бизнеса (Y) равна 100 млн.

    Y = 18,5 млн/0,185=100

    И мультипликатор (соотношение цены и доходности) для этого бизнеса будет 100/18,5=5,41.

    Другими словами, наш бизнес без учета проблем и долгов может стоить в районе пяти его годовых прибылей. Максимальный потолок, в котором его возможно оценить, – семь прибылей. Но здесь компания уже начинает заявлять, что ее надежность выше, чем у банка. И в принципе ничего в Украине не может стоить больше 11 годовых прибылей в валюте.

    https://mind.ua/ru/openmind/20192424-krasnaya-cena-kak-i-kogda-ocenivat-stoimost-svoego-biznesa

    Комментарии закрыты.